ВЕСЕННИЕ «СЮРПРИЗЫ»


Трасса таит множество опасностей: работа с тяжёлой техникой, труд в условиях плохой видимости из-за дождей, метелей и туманов, пересечение действующих коммуникаций и водных преград и т.д., и т.п. Весна же ко всему прочему добавляет ещё один фактор — это высокая пожароопасность. Наш специалист Владимир Алексеевич Серёгин, начальник военно-учётного стола, расскажет, как предупредить ЧП. Ведь на ликвидацию последствий пожара понадобится намного больше сил, времени и финансовых затрат. А иногда они и вовсе необратимы… Владимир Алексеевич Серёгин, как полковник МЧС, знает об этом не понаслышке.


Владимир Алексеевич, почему так важно соблюдать пожарную безопасность?


Если ответить коротко, то соблюдение требований пожарной безопасности важно настолько, насколько каждому из нас дорога наша жизнь. Требования пожарной безопасности, как и многие другие требования охраны труда, — это не плод чьей-то фантазии, а результат анализа причин возникновения пожаров и несча-стных случаев.


Из-за чего чаще всего происходят возгорания?


Из-за неисполнения должностных обязанностей и соответствующих инструкций пожарной безопасности, низкой исполнительской дисциплины, пренебрежения правилами, необоснованных рисков и надежды «на авось».


Какие виды пожаров могут произойти на трассе? И как нужно действовать?


По статистике, чаще всего пожары на магистральных трубопроводах возникают на компрессорных и нефтеперекачивающих станциях, в резервуарных парках, в местах «перевалки» углеводородов в цистерны железнодорожных составов и танки судов. Эти пожары классифицируются как локальные, однако мощнейший тепловой поток и выброс раскалённых элементов конструкций трубопроводов могут привести к массовым полевым, степным, лесным и торфяным пожарам.


Среди основных причин пожаров на трассе можно выделить нарушение герметичности трубопроводов и запорной арматуры в результате коррозии металла или механического воздействия (например, переезда через трубопровод тяжёлой строительной техники или разработки грунта). Источниками зажигания при разрыве подземного газопровода могут стать фрикционные искры. Если воспламенения не произошло в момент разгерметизации, то в атмосфере возникают зоны загазованности. И в этом случае воспламенение может произойти от атмосферного электричества, наведённых токов ЛЭП, искр от двигателей автотранспортных средств.


Халатное проведение изоляционных, а также банальных электро- и слесарно-монтажных работ с применением угловых шлифовальных машин, пренебрежение обязательной «протяжкой» электроконтактов и уборкой подтёков масел на дизельных генераторах и тракторах, неправильная эксплуатация передвижных сварочных агрегатов — всё это может повлечь за собой возникновение пожара. Порядок действий при таких ЧП — согласно стандартным инструкциям. А если загорелся бидон с разогретым битумом или мусор, и случившееся не грозит мгновенным распространением пожара, то достаточно накрыть бидон крышкой, а мусор присыпать землей или песком, при необходимости нужно применить огнетушитель. Битум тушат порошковыми и воздушно-пенными огнетушителями, а также сухим песком.


Приведите, пожалуйста, пару примеров.


В среде пожарных говорят: «Не показывай на себе». Поэтому я расскажу о нескольких «типовых» пожарах, произошедших на трассе в организациях, где проводят аналогичные работы. Наиболее распространенный случай — это пожар, а точнее, возгорание, в бытовках, которые временно ставят в зонах производства работ. Внутри обычно находится металлическая печь, у которой сушат одежду. И зачастую все забывают о положенных по правилам безопасности отступах от печи. Надо учитывать то обстоятельство, что люди на трассе работают, а не сидят постоянно в бытовках. Стандартный сценарий — из приоткрытой дверцы топки на дрова или древесный мусор падает уголёк… И дело было бы поправимо, если бы в нужный момент на этот факт кто-нибудь обратил внимание. Но этого не произошло, и огонь стал распространяться на незащищённый пол, развешанную поблизости одежду, захватывая всё большее пространство вагончика…


Другой пример. При сооружении вдоль-трассового проезда был организован мобильный пункт плавления битума. Оператор «выставил» на котле необходимые температурные параметры и покинул место работы, понадеявшись на систему автоматического контроля. Но температура битумной массы, достигнув установленного предела, «перешла» его и продолжила нарастать. Над зеркалом битума стали образовываться пары лёгких углеводородов, которые самовоспламенились. Работники, увидев горение битума, не придумали ничего лучше, как попытаться сбить пламя водой (хотя мобильный пункт был укомплектован порошковыми огнетушителями). Вода закипела, и произошёл выброс горящей битумной массы, в результате чего горение перешло на корпус котла и электростанцию. Благодаря оперативным действиям коллег, работающих рядом, горение было локализовано и ликвидировано.


Ещё один случай произошёл во время ремонта линейной части магистрального газопровода в Сибири. Там вспыхнула палатка при производстве работ по изоляции. Огонь распространился на стрелу крана-манипулятора, через кабину — на технологическую консоль передвижного сварочного агрегата LIEBHERR SR 714 LGP. Последствия: обгорание шасси и навесного оборудования, силовой установки дизельного генератора и электрооборудования. Источник пожара — оставленная зажжённая горелка и незакрытый вентиль баллона.

Или такой пример. Машинист передвижного сварочного агрегата, находясь в кабине трактора и готовясь к передислокации, почувствовал запах дыма, идущего из кунга агрегата. Он вышел из кабины трактора, оценил обстановку, сообщил о случившемся в МЧС и вместе с коллегами ликвидировал возгорание огнетушителями. Причины возникновения и распространения пожара — короткое замыкание в электрических цепях машины и замасленность силовой установки и «лодки» агрегата.


Только в пожарах природного характера можно в какой-то мере не винить человека; все остальные, техногенные, от квартирного и до пожара на атомной электростанции, — это прямое следствие беспечности, халатности, т.е. ненадлежащего исполнения обязанностей, отношения к вопросам пожарной безопасности по «остаточному принципу».


Владимир Алексеевич, а какие в вашей профессии есть ещё суеверия (кроме запрета «показывать на себе»)?


Ну, например, по окончании дежурства пожарные никогда не прощаются друг с другом. Они обычно говорят: «Не про-щаемся». У нас был начальник дежурной смены, который, прибывая на сложный пожар, делал на удачу три затяжки папиросой, включался в изолирующий противогаз и уже после этого вёл звено в разведку. Также считается, что, если пожарный надел на боевое дежурство новую или выстиранную накануне форму, то караулу не видать ни сна, ни покоя. Правда, хитроумные бойцы придумали, как избежать таких проблем. Для этого новенькую форму всем караулом сле-дует… потоптать, чтобы она выглядела, будто давно прошла уже «боевое крещение». Некоторые приметы, как говорят начальники караулов, придумали ленивые пожарные. Так, на дежурстве нельзя чистить сапоги и мыть пожарный автомобиль «первого хода», иначе будет много выездов и суеты. Обычно при смене караула заступающему желают «сухих рукавов». И есть такое выражение в профессиональных кругах: «Пожарный спит — страна богатеет».


Понятно, что пожары бывают разными. Одно дело тушить трёхкомнатную квартиру или барак с центральным коридором, а совсем другое — здание с лабиринтом из проходных помещений. Работа очень опасная. Можно и попасть под обрушение, и провалиться в прогоревшее межэтажное перекрытие… Поэтому у каждого пожарного есть слова, с которыми он мысленно обращается к своему Ангелу-Хранителю. Моя позиция на данную тему такова: «На Бога надейся, но сам не плошай». Только в результате твоих собственных действий для решения какой-либо задачи или достижения конкретной цели могут сложиться обстоятельства, способствующие удаче.


Какие рекомендации вы бы дали нашим коллегам?


Весна активно вступает в свои права, снежный покров тает, прошлогодняя трава интенсивно сохнет под первым солнцем, и при порывистом ветре в значительной степени повышается вероятность возникновения и быстрого распространения пожаров. По прогнозу федерального агентства лесного хозяйства, в лесах Вологодской области ожидается пожарная опасность выше среднестатистического уровня в июле и сентябре; в Воронежской области — в апреле, июле и августе; в республике Коми — в мае, июле и августе. В этот, пока ещё спокойный, промежуток времени необходимо организовать работы по усилению противопожарного режима на всех объектах Сварочно-монтажного треста. Не забывайте своевременно убирать горючие отходы и мусор на специально отведённые для этого площадки, регулярно вывозить содержимое контейнеров. Не используйте противопожарные разрывы между зданиями для складирования материалов. С помощью зачистки старых или создания новых минерализованных полос необходимо исключить возможность заноса огня извне в результате пала прошлогодней высохшей травы. Также следует провести на местах подробный инструктаж о том, как избежать возгораний, и что делать в случае пожара.


Пользуясь случаем, поздравляю коллектив СМТ с майскими праздниками, особенно - Днём Победы! Желаю благополучия, трудовых успехов и счастья в личной жизни!

© АО «СМТ» 2020