Преодоление водных преград. Фоторепортаж из Шексны



Увеличивать объёмы, просчитывать рентабельность, понимать, от чего зависят зарплаты рабочих… Генеральный директор треста Валентина Яковлевна Беляева требует от руководителей проектов максимальной собранности. Один день простоя или просто некачест-венного труда влечёт за собой серьёзные убытки для компании, а следовательно, прорехи и в фонде заработной платы. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо грамотно и ответственно составлять планы, предугадывать события на месяцы вперёд. Однако строительство - один из самых непредсказуемых и рискованных видов бизнеса. Каждый понедельник в тресте начинается с селекторного совещания, на котором происходит «разбор полётов» по всем участкам. Шексна отчитывается: «В данный момент на проекте работают 730 человек. Всё идёт по графику. Готовы к переходу через реку Шексну».


Подготовительные работы у реки сотрудники «СМТ» развернули за месяц до начала перетаскивания газопровода. Но накануне намеченной даты выяснилось, что другой подрядчик не успел выполнить свою часть работ - траншея оказалась не готова. Непредвиденное препят-ствие возникло непосредственно на фарватере. Работы по его преодолению осложняли проходящие мимо суда. Как бы ковш не вгрызался в дно Шексны, всё было тщетно. На помощь вызвали водолазов. Обследование дна показало, что предполагаемого камня на пути траншеи нет, а виной всему - тяжелый, уплотнённый веками, глинистый грунт. Ширина Шексны составляет 1130 метров. Для осущест-вления перехода методом протаскивания необходимо было связать около трёх км стального троса. Флот помог протянуть канаты на другую сторону.


Особых сложностей здесь нет. Главное - это правильно всё организовать. Большое значение имеют подготовительные работы. А затем точное выполнение команд при переходе через реку. Это синхронная работа с лебёдкой, слаженная помощь трубоукладчиков. До этого момента мы переходили более узкие речки. Шексна стала первой большой рекой, которую мы преодолели.

Сергей Беляев

Исполнительный директор

АО «СМТ»




Трест все свои обязательства выполняет, из графика не выходит. Ваше руководство всегда оперативно подключается к решению возникающих вопросов. По сравнению с другими организациями-соседями, у вас самый большой и самый сложный участок и самая большая ответственность. Специалистов «СМТ» отличает опыт поколений.

Василий Шилов

Руководитель

обособленного подразделения

АО «Стройтранснефтегаз»



Мы ни разу ещё не протаскивали такой длины дюкер. Очень большая нагрузка на лебёдку. Максимальная тяжесть дюкера, если бы мы не переправили первую плеть отдельно, в час пик составила бы 3500 тонн. Всё должно пройти хорошо. Для этого мы здесь и находимся. На моей памяти из больших рек проходили только Вилядь - 650 метров. Шексна в два раза шире.

Богдан Киндрацкий

Заместитель

генерального директора


АО «СМТ»Чтобы избежать огромной нагрузки на лебёдку, первую плеть из восьми труб специалисты решили отправить отдельно. Кольцевые пригрузы на ней были заменены на УБО. Коллеги «СМТ» на буксире переправили плеть на другую сторону реки. Там её приняли шесть трубоукладчиков, уложили на берегу. Таким образом трест сэкономил и время, и сократил общий вес дюкера на 300 тонн. Все плети ещё на суше прошли испытания на 150 атмосфер. После протаскивания 1,4 км трубы подвергнутся второму этапу испытаний, их зальют водой и поднимут давление до 125 атмосфер. Далее следует калибровка - проверка на отсутствие вмятин, скрытых дефектов и сохранение первоначального диаметра. Третье заключительное испытание этого участка газопровода проекта «Северный поток - 2» пройдет уже после подключения, в общей линии.


Подводная часть газопровода состоит из девяти частей. Протаскивание через реку проходит в 9 этапов. Первой в воду отправляется плеть с так называемой «пулей» на конце, после прицентровки к этой плети со стороны берега приваривается следующая. Стык просвечивается, изолируется, и плеть также с помощью лебёдки и трубоукладчиков уходит под воду. Во избежание деформации труб к ним присоединяются боны 1,5х16 метров, которые, как поплавки, не дают им касаться дна. При этом через каждые три метра к трубам прикреплены кольца, каждое весом в 8 тонн. По окончанию протаскивания через реку эти кольца намертво прикуют газопровод ко дну траншеи. Таким образом труба будет лежать на 3 метра ниже дна реки. В прохождении через реку приняли участие около 30 человек, из техники - 17 тяжелых трубоукладчиков и 2 экскаватора. Первоначально предполагалось, что в день возможно протаскивание лишь ста метров трубы. Так как река судоходная, подрядчикам давались всего два часа светлого времени, в течение которых движение барж на реке останавливалось. Все работы планировалось выполнить за 10 дней. Однако вынужденный простой потребовал от руководства треста принятие самых решительных мер и консолидации всех сил. Сотрудники «СМТ» совершили буквально марш-бросок - за считанные дни водная преграда была преодолена. Работы шли практически в круглосуточном режиме. Одновременно трудились две бригады самых опытных сварщиков. Руководство находилось непосредственно в эпицентре событий и контролировало каждый этап работ. Сразу после прохождения судового хода появилась возможность протаскивать по две плети в день. По колено в грязи, вымотанные сверхурочными, но сотрудники треста справились с поставленной задачей и избежали отставания от графика, а также заиливания траншеи и деформации русел. После протаскивания дюкер «завязали» с обеих сторон в линию. А вот за благоустройство берегов и засыпку подводной траншеи отвечают наши коллеги. Интересно, что протаскивание газопровода через Шексну некоторые сотрудники треста называют «форсированием». День за днём здесь шла битва за каждый метр уложенной в траншею трубы. Представитель заказчика отмечает, что только на участке треста присутствуют водные преграды. Подобного нет не только в Вологодской, но и в Ленинградской области. Кроме Шексны сотрудники «СМТ» уже прошли Колпь. Впереди пересечение ещё трёх рек. Тресту вновь предстоит пройти Колпь, а также Суду и Андогу. Ещё одно серьёзное препятствие - большое болото Великий мох. Оно находится в Кадуйском районе. По легенде, в этом болоте проводили испытания советских бомб. Глубокие топи глушили в себе взрывы. Пришедшие на Вологодщину морозы несколько облегчили труд сотрудников треста. Безусловно, осенняя распутица вносила свои коррективы в работы по укладке газопровода. Вместе с тем на зимний период заложен ещё более жёсткий график. «Северный поток - 2» должен стать показательным для «СМТ» проектом. К нему устремлено внимание не только российской, но и международной общественности. Впрочем, уважение со стороны заказчиков «Сварочно-монтажный трест» заслужил ещё несколько десятилетий назад. Главное теперь - выдержать испытание и подтвердить профессионализм работников "СМТ".










© АО «СМТ» 2020